Крупнейший лоббист законопроекта – бесплатные почтовые и поисковые службы типа Yahoo, что вполне объяснимо: распространители рекламных объявлений черпают здесь адреса для рассылки спама, портя почтовикам репутацию.
Доработки (то есть временного замораживания) законопроекта требуют провайдеры интернет-услуг, и особенно крупнейший из них – AOL: провайдеры прекрасно зарабатывают на чудовищных объемах рекламных почтовых отправлений. Ассоциация прямой рассылки (Direct Marketing Association) тоже приложила все силы к тому, чтобы не допустить принятия этого закона, но ее подковерная мощность оказалась невелика, под давлением общественного мнения она сдалась и согласилась, что закон, хоть как-то регулирующий электронные рекламные рассылки, необходим.
В России пока максимум, на что можно рассчитывать в противодействии почтовому мусору, – технические ухищрения типа фильтров, направленных на распознавание ключевых фраз и слов. Но спамеры прекрасно научились обходить их, да и при фильтрации почты адресату часто не доставляются важные для него сообщения.
– К сожалению, бороться со спамом юридическими методами у нас практически невозможно, – в один голос заявляют консультант аппарата комитета по информатизации Государственной думы Юрий Травкин и директор по маркетингу почтовой службы mail.ru Анна Артамонова. – Даже законопроекта на этот счет в России пока не существует.
– Привлечь спамера к ответственности, – продолжает госпожа Артамонова, – возможно лишь в случае, если его содержание подпадает под Закон о рекламе – то есть в письме "содержится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения".
Таких случаев пока в российской судебной практике зафиксировано не было.
– Необходимо формировать негативное общественное мнение по отношению к спаму. Рекламодатель должен понимать, что подобные действия не способствуют улучшению имиджа его фирмы. А пользователь должен помнить, что, откликнувшись на такую рекламу, он сам себя обречет на увеличение количества приходящего спама. Не будет спроса – не будет и предложений, – завершает свою мысль Анна Артамонова. – И кстати: спамер дает рекламу, используя чужие ресурсы, например серверы электронной почты, а это обыкновенное воровство.
Статьи "воровство сетевых ресурсов" в Уголовном кодексе, правда, пока нет. При опросе нескольких крупных рекламодателей, никто из них не пожелал комментировать американский закон под своим именем. И хотя все согласились, что закон, подобный американскому, у нас срочно нужен, но заявили, что в США чересчур жестоки к спамерам. Российские рекламщики выступают за "мягкий" вариант: ответственность – только административная, суммы штрафов небольшие, а на первый раз можно вообще просто пожурить.
По мнению Юрия Травкина, развитию спама в России способствует отсутствие закона о персональных данных. Спамеры безнаказанно собирают эти данные с сайтов, форумов, конференций и почтовых служб, используя простенькие программы – например отыскивающие записи со знаком @.
– Рассмотрение закона о персональных данных, как и поправок к закону об электронной торговле (а реклама в интернете подпадет под действие этого закона) не случится при нынешнем составе Государственной думы, – уверен Травкин. – Так что мы пока беззащитны перед почтовым мусором.
Не попала бы теперь в русские ящики та реклама, которую запрещено распространять американцам...
Источник: http://advertology.ru/article1522.htm |